МБОУ "Мошъюгская ООШ им. В.М. Пальшина
169451, Коми Респ, Ижемский р-н, Мошъюга д, дом № 87
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мошъюгская основная общеобразовательная школа имени Вениамина Мисаиловича Пальшина". 

    МБОУ "Мошъюгская ООШ имени В.М. Пальшина".

    История школы

            В 1889 году в Мошъюгу вернулся со службы в армии  Артемий Киприянович Филиппов. Ради заработка он начал обучать детей читать, хотя сам умел читать только по слогам. За обучение брал по рублю за год.

             В 1890 году его сменил Игнатий Дуркин. Он умел читать лучше, но писать не умел. В 1891 году детей начал обучать Игорь Феоктистович Филиппов

            В 1892г. в Мошъюге была открыта школа грамоты священником Николаем Титовым. Он был направлен в Мошъюгу после окончания духовной семинарии. Обучение проводилось в церкви за партами. Детей в школу принимали с девяти лет. В первый год в школе обучалось 20 детей.

            В 1897г. был первый выпуск. Среди выпускников был и Петр Иссидорович Филиппов, который за хорошие успехи был направлен в Сизябскую церковно-приходскую школу. В 1900г., после его окончания П.И.Филиппов возвращается уже в качестве учителя. Проработал он в Мошъюге до 1903г. , потом переехал в Бакур, где и работал до 1949г. П.И.Филиппов положил начало династии учителей, которые работали в Бакуре, Сизябске, Мошъюге.

            В 1903-05г.г. учителем в «школе грамоты» работал Николай Тимофеевич Канев.

            В 1907г. было образовано одноклассное училище Министерства народного просвещения в Мошъюге. В 1907-14г.г. после окончания гимназии работала в школе Шишкина Вера Петровна. Школа размещалась в частных домах.

            В 1914-18г.г. учителями работали Алексей Иосифович Распутин и его жена.

            В 1920г. и в 1925-42г.г. учительствовал Филиппов Кирилл Мартынович, он был племянником Филиппова Петра Исидоровича, родился в Мошъюге в 1897г. в крестьянской семье, был первым учителем из местных при советской власти, первым организатором комсомольской и пионерской организации на селе. Учительствовать начал в 1920г. Кирилл Мартынович считал своим долгом научить молодого человека не только самостоятельно мыслить, но и тонко чувствовать лирический настрой своей души. Свою деятельность рассматривал прежде всего как высокий долг интеллигента перед своими односельчанами. Он вел в селе большую просветительскую работу, организовал в селе избу-читальню, помогал налаживать работу потребительского общества. Несколько лет вёл дневник. Вот несколько выдержек из этого дневника:

    «11.09.27г. Собрали со школьного огорода 48 вёдер картошки, 5 ушатов брюквы, 1 ушат репы. Ячмень был убран раньше»

    «16.09.27. В волисполкоме шёл разговор об устройстве школьного музея»

    «25.09.27. Съездил в Москву на сельскохозяйственную выставку. За выращенные на школьном огороде капусту и брюкву дали школе вторую премию»

     В 1929г. организовал в селе товарищество по совместной обработке земли. В 1937г. поступил заочно в Коми пединститут, окончил в январе 1941г. Стал учить в 5-7 классах русский язык и литературу. В 1940-42г.г. был директором школы. В марте 1942г. по приказу РОНО был переведен в Мохченскую школу. В сентябре 1942г. мобилизован в армию, погиб на Ленинградском фронте в феврале 1943г.

            До 1935г. школа называлась «школой первой ступени», обучали до 4 класса.

    С1935г. школа стала неполной  средней, стали обучать до 5-7 классов. В 1938-39г.г. было построено здание школы для 5-7 классов, но начальные классы оставались в частных домах. Это здание уже разобрано, на его месте  сейчас находится  спортплощадка. При постройке школы директором был Кузнецов Иван Петрович.

    Учителем начальных классов был Бабиков Гаврил Семенович из Мошъюги, тоже  погиб на фронте.

    С марта 1942г. директором  школы  стал Артеев Василий Ильич.

    Как вспоминал Филиппов Николай Кириллович, много лет проработавший в Мошъюгской школе учителем, заведующим интерната, «учились дети с охотой. Но с началом Великой Отечественной войны многие дети перестали ходить в школу, так как не было одежды, пищи. Надо было работать, добывать себе еду. Летом ещё можно было собирать в лесу грибы и ягоды, есть съедобные травы, но зимой было совсем плохо: холодно и голодно. Многих учащихся с 5 класса направляли в ремесленное училище в Щельяюр, в промкомбинат, в Ижму. Там хоть давали хлеб по карточкам В классах учащихся стало мало, участились пропуски занятий. Дрова надо было готовить самим учителям, учащимся, уборщицам. Часто менялись учителя.»

           Сам  Николай Кириллович, сын Филиппова  Кирилла Мартыновича, начал работать с 1947г. после окончания Мохченского педучилища. Работал учителем начальных классов свыше 20 лет. С 1973г. работал заведующим интернатом, после работал воспитателем. Общий стаж работы более 40 лет. Вел большую общественную работу. 24 года был секретарем школьной партийной организации. Избирался депутатом райсовета, несколько раз депутатом сельского совета.  Николай Кириллович и его сестра Мария Кирилловна начертили родословное дерево, в котором ныне одних мужчин насчитывается более 600 человек. Но начал эту работу ещё до войны их отец Филиппов Кирилл Мартынович.  Умер в 2012г.

            В Мошъюгской школе учились дети из верхнеижемских деревень: Щели, Картаеля, Койю, Кедвы, потом из Тома, Ласты. Приезжие дети жили в интернате.

    Директорами после войны работали Семяшкина Надежда Алексеевна, Оплеснин Степан Васильевич, Филиппова (Доронина) Антонина Ивановна, Михайлова Мария Тимофеевна, Филиппов Александр Петрович.

    После войны учителями работали Филиппова Мария Кирилловна, сестра Филиппова Николая Кирилловича, Филиппова Зинаида Васильевна, Истомина Мария Ивановна, Доронина Антонина Ивановна, Михайлова Мария Тимофеевна.

             В 1957-59г.г. в Мошъюге была построена новая школа. Директором школы работал Пальшин Вениамин Мисаилович, 1914г.р., уроженец с.Пыелдино Сысольского района. Это был человек исключительной способности. За что он ни брался, всё выходило из его рук. Он не побоялся взяться за строительство новой школы. Это была первая новая школа , введённая в строй после войны в нашем районе. Участник штурма Берлина. Демобилизован в 1946г. Награжден Орденами Великой Отечественной войны первой и второй степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», Похвальной Грамотой за храбрость, подписанной Маршалом Г.К.Жуковым. После окончания Коми Государственного Учительского института в 1948г. направлен в Ижемский район. С сентября 1950г. по январь 1952г. работал директором Мошъюгской семилетней школы. С января 1952г. по сентябрь 1954г. – заведующий РОНО. С сентября 1954г. по 1966г. – директором Мошъюгской восьмилетней школы и учителем истории. За годы работы награжден Значком «Отличник народного просвещения», 42 грамотами. Избирался депутатом сельского совета, райсовета. Умер 24 июня 1985г. в г. Печора.

          Жена Вениамина Мисаиловича, Филиппова Зоя Петровна, тоже работала в школе, учила начальные классы.

          В 1966-68 годы директором школы работал Пантелеев Степан Степанович, математик, большой любитель лыжного спорта. Тогда учащиеся школы не раз занимали призовые места на различных соревнованиях.

         Так же директорами нашей школы работали Васева Любовь Сергеевна, учитель биологии и химии. Её муж, Васев Евгений Алексеевич работал учителем физкультуры и труда.  Работал директором Канев Альберт Васильевич, учитель русского языка и литературы. Его жена , Канева Анастасия Ивановна, преподавала коми язык и литературу.

          С 1977 года директором школы работал Филиппов Андрей Иванович, выпускник Мошъюгской школы. Он работал директором до 2009 года .При нём было построено здание интерната, где так же находятся классы начальной школы, столовая, кабинет информатики. При нём школа была переведена на водяное отопление.

         С 2009 года директором школы работала Филиппова Надежда Александровна, учитель математики. Сейчас школа переведена на электрическое отопление, построена спортивная площадка, проведён ремонт физзала, заменена кровля основного здания, уличных труб отопления, в здания школы проведен водопровод.

    В апреле 2022 года Мошъюгской школе было присвоено имя Вениамина Мисаиловича Пальшина.

    Образование и формы обучения

    Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам начального общего, основного общего образования, а также сроки получения определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.  Образовательные программы начального общего, основного общего образования реализуются в очной форме в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

             Заключенные и планируемые к заключению договора с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки не имеются

    Языки, на которых осуществляется образование:  

            Образовательная деятельность в Школе осуществляется на государственном языке Российской Федерации (русском). В качестве родного языка преподается коми язык  (родной (коми) язык), который определяется с учётом мнения законных представителей; в качестве иностранного – английский язык (со 2 по 6 класс) и немецкий язык ( с 7 по 9 класс). 

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы «Мошъюгская основная общеобразовательная школа имени В.М. Пальшина» (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2020 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательной организации. Программа подготовлена рабочей группой школы. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованные главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательной деятельности. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для повышения качества образования и личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления развитием образовательной деятельности и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie